Дефолт Греции - это просто «план Б». Но возможна и финансовая катастрофа
глобального масштаба.
Выдающиеся эксперты и мыслители с мировыми
именами теперь постоянно на страницах «Новой газеты». Мы вместе с
Project Syndicate будем регулярно предоставлять слово о важнейших
событиях и проблемах, волнующих человечество, признанным авторитетам:
ученым, лауреатам Нобелевской премии, бывшим и действующим лидерам
государств и корпораций.
Нуриель Рубини - профессор экономики в
Школе бизнеса Стерн при Нью-Йоркском университете и председатель
глобальной экономической консалтинговой службы Roubini Global Economics.
Греческая
финансовая сага - это лишь вершина айсберга проблем устойчивости
государственного долга для многих передовых экономик, а не только для
сегодняшних стран PIIGS: Португалии, Ирландии, Италии, Греции и Испании.
По последним оценкам ОЭСР, соотношение государственного долга к ВВП в
развитых странах повысится в среднем примерно до 100% от ВВП. МВФ
недавно опубликовал аналогичные прогнозы.
В странах PIIGS
проблемы заключаются не только в избыточной доле бюджетного дефицита и
государственного долга (в разной степени и мере в указанных пяти
странах). Это также проблемы дефицита платежного баланса, потери
конкурентоспособности и, следовательно, вялого экономического роста.
Эти
экономики еще десять лет назад теряли свои доли на рынке в пользу Китая
и Азии из-за высокой трудоемкости и малой добавленной стоимости своего
экспорта. Спустя десятилетие, в течение которого заработная плата росла
быстрее производительности, стоимость единицы рабочей силы резко
возросла (как и основанный на ней реальный курс валют). В результате
потеря конкурентоспособности проявилась в увеличенных и постоянно
растущих платежных дефицитах и замедлении экономического роста.
Последним гвоздем в этот гроб стало повышение курса евро с 2002 по 2008
г.
Так что даже если у Греции и других стран PIIGS появится
политическая решимость значительно снизить свой огромный бюджетный
дефицит (а это - довольно большое «если», учитывая политическое
сопротивление урезанию расходов и повышению налогов), то снижение
бюджетного дефицита может, по крайней мере в краткосрочной перспективе,
усугубить экономический спад по мере сокращения совокупного спроса из-за
повышения налогов и сокращения расходов. Если ВВП будет падать, станет
невозможным добиться поставленных целей по дефициту и долгу (как доли от
ВВП). Как раз в эту смертельную ловушку долгов в 1998- 2001 гг. попала
Аргентина.
Восстановление устойчивого роста требует реального
обесценивания валюты. Есть лишь три варианта. Первый - это дефляция,
которая снизит цены и зарплаты на 20- 30%. Но дефляция ассоциируется с
устойчивым спадом (вспомним ту же Аргентину), а никакой народ и никакая
политическая система не согласятся на годы рецессии и ужесточения
фискальной политики для реального обесценивания валюты. Задолго до этого
произойдут дефолт и выход страны из зоны евро.
Второй путь - это
следовать модели Германии, то есть ускорить структурные реформы и
корпоративную реструктуризацию для повышения производительности при
поддержании умеренного роста зарплаты. Но Германии потребовался с
десяток лет, чтобы сократить таким способом стоимость единицы рабочей
силы. Если бы Греция или Испания начали сегодня, то краткосрочные
затраты на перераспределение ресурсов оказались бы огромными, в то время
как для достижения выгод в смысле ускорения роста потребовалось бы
слишком много лет.
Наконец, евро может сильно потерять в цене. Но
больше всего от этого выиграет Германия. А для достаточного падения
курса евро риск дефолта в Греции должен быть настолько сильным и его
заразительное влияние на спрэды по гособлигациям стран PIIGS таким
серьезным, что расширение этих спрэдов вызовет двузначный экономический
спад в зоне евро, прежде чем обесценивание валюты даст какие-то выгоды.
Если не произойдет чуда, Греция близка к рубежу неплатежеспособности. В
начале кризиса в Аргентине дефицит ее бюджета, государственный долг и
дефицит текущих статей платежного баланса составляли, соответственно,
3%, 50% и 2% от ВВП. Аналогичные показатели в Греции куда хуже: 12,9%,
120% и 10%. Так что нужны геркулесовские усилия, везение, поддержка ЕС и
МВФ, чтобы уменьшить вероятность дефолта и выхода из зоны евро.
Греция
сегодня слишком интегрирована в ЕС, чтобы позволить ей «рухнуть». Ее
государственный долг составляет примерно 400 млрд долларов (3/4 которого
причитается внешним кредиторам, в основном европейским финансовым
учреждениям). Поэтому беспорядочный дефолт привел бы к огромным убыткам и
риску системного кризиса. К тому же заразительное влияние на суверенные
спрэды других PIIGS было бы слишком сильным и опрокинуло бы экономику
некоторых из этих стран.
Поэтому, несмотря на неприятие Германией
и ЕЦБ идеи массированного «выкупа», в этом году Греции нужна мощная
официальная финансовая поддержка на уровне, который сможет предотвратить
немедленное превращение ее нынешней неликвидности в
неплатежеспособность. Но официальная поддержка спасет ситуацию только до
конца следующего года. Волшебный тройной выигрыш в виде устойчивости
долга и дефицита, реального обесценивания денег и восстановления
экономического роста маловероятен даже при официальной финансовой
поддержке.
Все случаи успешного спасения стран из финансовой
катастрофы (Мексики, Южной Кореи, Таиланда, Бразилии, Турции) требовали
двух условий: убедительного желания страны ужесточить фискальную
политику и структурные реформы, необходимые для восстановления
устойчивости и роста; а также массированной официальной кредитной
поддержки, способной остановить снежный ком кризиса утраты веры в
выплату краткосрочных государственных и частных долгов. Реформы без
реальных денег «на бочке» не работают, поскольку нервные и торопливые
инвесторы предпочтут вывести свои деньги из страны, если в ней не
хватает валютных запасов, чтобы предотвратить штурм банков, не
выполняющих краткосрочные обязательства.
И вот после провального
плана, который предусматривал дать Греции деньги, только если она
столкнется с кризисом рефинансирования, то есть слишком поздно, и по
рыночным ставкам, которые сделали бы ее долг неустойчивым,
ЕС очнулся и разработал новую схему, приближенную к типовым условиям
МВФ: давать деньги траншами с первоначальным массированным вливанием и
под полульготный процент.
Только время покажет, сработает ли
такой план, т.е. окажется ли Греция неликвидной, но платежеспособной,
готовой к убедительному ужесточению фискальной политики и структурным
реформам при наличии значительной финансовой помощи. Но, как и в случае с
Аргентиной, Россией и Эквадором, Греция может также оказаться
неплатежеспособной, если корректировка не сможет восстановить
устойчивость долга и экономического роста. Пока что официальное
сообщество решило держаться плана «А». В случае его провала остается
план «Б», дефолт для освобождения от безнадежных долгов и выход Греции
из зоны евро, позволяющий обесценить деньги и восстановить
конкурентоспособность и экономический рост.
НОВАЯ ГАЗЕТА -
Нуриель Рубини