В своем полугодовом отчете, представленном 25 февраля американскому
Конгрессу и посвященному денежно-кредитной политике, председатель
Федеральной резервной системы (ФРС) США Бен Бернанке указал на
трудности, с которыми сталкивается глобальная экономика в процессе
выхода из кризиса. Данные проблемы охватывают целый ряд вопросов,
оказывающих воздействие на финансовые операции и связанные с ними риски
для государств и центральных банков по всему миру. Это регулирование и
контроль финансовых институтов, расширяющиеся дефициты развитых экономик
и растущий государственный долг.
Основным вопросом, ответа на
который с нетерпением ожидали финансовые рынки, являлся уровень
процентных ставок и стратегия отхода ФРС от денежных вливаний в
финансовую систему США. "Безусловно, решения ФРС будут влиять на будущее
развитие глобальных рынков, учитывая, что эти рынки еще
характеризируются нестабильностью, - считает эксперт по
макроэкономическому развитию, президент вашингтонской компании "Крулл
Корпорейшн" Александр Мирчев. - Доверие рынков к действиям
государственных институтов находится в прямой зависимости от стратегии
отхода от государственных денежных интервенций".
В этом отношении
проблема бюджетного дефицита США, который, по прогнозам аналитиков,
составит в этом году $1,6 трлн, приобретает особую важность для
глобальной экономики. Бернанке уже предупреждал о возможной потере
доверия рынков ввиду рисков, связанных с потенциальной неустойчивостью
баланса активов и пассивов правительства США, в условиях, когда
государственный долг страны составляет $12 триллионов.
"Если
рынки усомнятся в финансовой стабильности самой большой экономики мира,
существует реальная угроза переноса этого недоверия на другие рынки, с
возможностью негативных последствий для глобальной экономики, - считает
Мирчев. - Ощущая нестабильность, в ответ на ожидаемые "мини-кризисы"
рынки могут приступить к реализации своих собственных стратегий. Паника
может привести к более поспешным и хаотическим действиям, чем переоценка
основных развитых и развивающихся экономик". Сложившиеся обстоятельства
требуют реализации такого плана, который бы заслуживал доверия
участников рынка и согласовал прогнозируемые государственные расходы с
налоговыми поступлениями.
Заверения Бернанке отметили и
обусловили приемлемость увеличения краткосрочного дефицита на время
оздоровления экономики, но они также поставили вопрос о необходимости
сведения дефицита до 2,5% - 3% от ВВП. Однако на данном этапе
практической стратегии снижения дефицитов не только экономики США, но и
большинства других развитых экономик просто не существует.
Как
считает советник президента США, бывший руководитель ФРБ Пол Уолкер,
"еще рано предпринимать меры фискального или денежно-кредитного
затягивания". По сути, ФРС, призванной по закону максимизировать
экономический рост и поддерживать стабильность цен, на фоне прогнозов о
максимальном уровне безработицы в 2011 г., предстоит сделать выбор: либо
поддерживать меры, принятые для преодоления последствий кризиса, либо
инициировать "стратегию выхода". В настоящее время Федрезерв не может ни
снизить процентные ставки, которые уже находятся в пределах 0% - 0,25%,
ни реструктурировать свои долговые обязательства из страха подорвать
доверие участников рынка. Как заявил бывший председатель ФРС Алан
Гринспен, "долгосрочные процентные ставки по долгу США являются
ахиллесовой пятой".
"Возможности ФРС сравнительно ограничены и
имеющиеся механизмы можно применять только в определенном русле, -
отмечает Мирчев. - А то, что ФРС приступит к реализации "стратегии
выхода", будет зависеть не только от чисто экономических, но и от
политических обстоятельств".
При всем при этом перспектива будущего дефицита США не дает надежды на
быстрое экономическое оздоровление. Существует реальная угроза того, что
ФРС может потерять возможность действовать автономно в части
стабилизации уровня инфляции. "Такое развитие событий может вызвать
глобальные дисбалансы, которые невозможно рассматривать изолированно в
отношении США, - считает Мирчев. - Наоборот, рынки и дальше будут
ориентироваться на глобальную роль США, оценивая ситуацию в ЕС, Китае,
России, Индии, Бразилии и других растущих экономиках в соответствии с их
ожиданиями относительно экономики США".
Пока самый влиятельный
центральный банк мира не найдет ответы на фундаментальные вопросы,
касающиеся устойчивого развития крупнейшей экономики планеты, как в
государственном так и глобальном масштабе, никакой определенности
относительно состояния и развития глобальной финансовой архитектуры
ждать не следует.
УТРО.РУ - Дмитрий ИВАНОВ